Эта театральная афиша Бердянского театра и синематографа «Мираж» за 1909 г. наверняка сразу привлекла внимание тогдашних горожан. Ещё бы, в программе значились Пушкин, Рахманинов и такие модные в то время «живые картины»… Впрочем, ни о каком творчестве Александра Сергеевича речи не шло, просто в городе выступал оперный певец с такой фамилией.
А вот Рахманинов прямо назван в афише «феноменом», поскольку был не композитором, а куда круче — человеком… без рук.
Да-да. Идеи равенства и братства, революционная мысль, утончённая интеллигентность и стремление к созданию нового мира в начале ХХ века прекрасно уживались с такими, казалось бы, варварскими развлечениями, как «шоу уродов» — то есть выступлениями людей с физическими недостатками.
Мы не знаем доподлинно, кем был указанный в афише господин Рахманинов — «человек без рук». Но совершенно очевидно, что это был один из тех несчастных, кто был вынужден зарабатывать на жизнь демонстрацией собственного тела… Впрочем, для многих из «фриков», как их тогда называли, подобные шоу были единственным источником пропитания. Некоторые даже разбогатели на своей беде. Например, известная «девочка-верблюд» Элла Харпер получала $200 в неделю, что в наши дни равноценно зарплате в $25000 в месяц.
Интерес к подобным шоу был столь велик, что цирки и театры перекупали фриков друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков.
Все закончилось после Первой мировой войны. Насмотревшееся на ужасы войны общество перестало воспринимать физические недостатки как повод для смеха, началась борьба за права инвалидов.
К 1930-м годам фрик-шоу стали повсеместно запрещать… Просвещённое общество окончательно отвернулось от шоу фриков, чтобы к началу XXI века вернуть в обиход гладиаторские бои — пусть и под видом спортивных «боев без правил»…